193б) Перепишите текст, устанавливая недостающие знаки препинания. Объясните их размещение и определите отношения между частями сложно-бессоюзного предложениями.С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием, была непостоянная погода. (И. С. Тургенев)Внезапно лошади остановились около ручья. Он не замерз, он круто пенился и шумел по камням, сбегая из горных пещер, из пущи, заваленной буреломом и мерзлой листвой. (К. Г. Паустовский)Недалеко, в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли. Дружною четой над плоской кровлей одной дымок струился голубой. (М. Ю. Лермонтов)И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше, и кругом в тени рассыпанный аул. Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М. Ю. Лермонтов)Астрономия выросла из суеверия, красноречия, честолюбия, ненависти, лести, лжи. Геометрия выросла из жадности, физика — из пустого любопытства. (Ж.-Ж. Руссо)
Подтвержденное решение:
Конечно, давайте разберем этот текст по частям, добавляя знаки препинания и объясняя их размещение:
-
«С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием, была непостоянная погода.» (И. С. Тургенев)
- Здесь мы видим сложное предложение, в котором описывается погода. Запятая после слова «дождик» разделяет придаточные определительные предложения, объясняющие характер дождя. Таким образом, знаки препинания помогают структурировать информацию о погоде.
-
«Внезапно лошади остановились около ручья. Он не замерз, он круто пенился и шумел по камням, сбегая из горных пещер, из пущи, заваленной буреломом и мерзлой листвой.» (К. Г. Паустовский)
- В данном случае, точки после предложений создают паузу между разными событиями или действиями, делая текст более читаемым и понятным. Перечисление мест, откуда ручей питается, имеет место в последнем предложении и разделено запятыми для ясности.
-
«Недалеко, в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли. Дружною четой над плоской кровлей одной дымок струился голубой.» (М. Ю. Лермонтов)
- Здесь запятые после слов «Недалеко» и «прохладной мгле» разделяют придаточные предложения, которые добавляют информацию о местоположении и атмосфере. Точки между предложениями создают паузу между описанием двух саклей и являются правильным способом разделения этих двух предложений.
-
«И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше, и кругом в тени рассыпанный аул. Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.» (М. Ю. Лермонтов)
- Здесь запятые после слов «дом» и «аул» разделяют перечисление различных мест и создают паузу между ними. Точки после предложений служат для разделения их на отдельные мысли и события.
-
«Астрономия выросла из суеверия, красноречия, честолюбия, ненависти, лести, лжи. Геометрия выросла из жадности, физика — из пустого любопытства.» (Ж.-Ж. Руссо)
- В данном случае, запятые разделяют перечисление различных качеств или источников, из которых выросли науки. Тире после «физика» используется для привлечения внимания к особенной связи между физикой и пустым любопытством.
В результате добавления знаков препинания, текст становится более ясным и удобочитаемым, а размещение запятых и точек помогает уточнить отношения между частями сложно-бессоюзных предложений.
Для превращения простых предложений в сложноподчиненные с придаточной определительной частью, мы будем использовать данные предложения:
Превратим это предложение в сложноподчиненное следующим образом:
Город Прага, который является неповторимым и прекрасным, увековечен многочисленными поворотами истории.
Превратим это предложение в сложноподчиненное так:
Я обратился к другу, у которого преданность и порядочность проверены временем.
Теперь оба предложения стали сложноподчиненными, и они содержат придаточную определительную часть, которая дополняет смысл основной части предложения.