Задание 1: Проанализируйте текст и определите его тему и часть речи, которой она обозначена.Задание 2: Скопируйте текст, восстановите пропущенные буквы и заключите слова в скобки.Задание 3: Выделите собственные существительные и расскажите о различиях нарицательных и собственных существительных по их значению и грамматическим признакам.Задание 4: Найдите однокоренные слова, проведите морфемный разбор и укажите способы словообразования.Задание 5: Определите лексические группы, к которым относятся имена существительные, и приведите примеры.Задание 6: Поясните различия между однокоренными словами и формами одного и того же слова.Задание 7: Найдите формы одного и того же слова, запишите их грамматические признаки.
Проверенное решение:
Задание 1: Тема текста — ночное небо и звезды. Тема обозначена при помощи нарицательных существительных.
Задание 2: Скопированный текст с восстановленными пропущенными буквами и словами в скобках:
«Ночь стояла над прозрачной землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блестели в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.
Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь, дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались в чешуе рыб, спавших на отмелях в Старице и Прорве.
К рассвету загорался зеленый Сириус. Его низкий огонь всегда запутывался в листве ивы. Юпитер закатывался в лучах над черными стогами и сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени человеком.
Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры метеоров, в шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды.»
Задание 3: Собственные существительные в тексте отсутствуют. Различия между нарицательными и собственными существительными заключаются в том, что собственные существительные обозначают конкретные имена собственных объектов (например, «Москва», «Иван»), а нарицательные существительные — классы или виды объектов (например, «город», «человек»).
Задание 4: Однокоренные слова в тексте:
- Ночь / ночное
- Звезд / звездного
- Дрожали / дремали
- Огонь / огонь
- Закатывался / поднимался
- Черными / чешуе
- Воды / воды
Способы словообразования: аффиксация, суффиксация, морфологический анализ.
Задание 5: Имена существительные в тексте относятся к лексическим группам, связанным с природой и ночным небом:
- Ночь
- Земля
- Звезды
- Разлив
- Блеск
- Созвездия
- Вода
- Оконце
- Изба
- Путь
- Озера
- Заросли
- Волки
- Чешуя
- Рыбы
- Отмели
- Рассвет
- Огонь
- Листва
- Ива
- Стоги
- Дороги
- Леса
- Метеоры
- Тростники
Задание 6: Однокоренные слова — это слова, образованные от одного корня. Формы одного и того же слова — это различные словоформы, образованные от одного слова с измененными грамматическими признаками. Различия между ними заключаются в том, что однокоренные слова могут иметь разные значения и использоваться в разных контекстах, в то время как формы одного слова обычно связаны с одним и тем же значением и используются в различных грамматических формах (например, «стол» — «стола» — «столу» — «столом»).
Задание 7: Формы одного и того же слова в тексте:
- Ночь (именительный падеж, единственное число)
- Ночное (именительный падеж, единственное число)
- Звезд (родительный падеж, множественное число)
- Звездного (родительный падеж, множественное число)
- Дрожали (глагол, 3 лицо, множественное число)
- Дремали (глагол, 3 лицо, множественное число)
- Огонь (именительный падеж, единственное число)
- Огонь (именительный падеж, единственное число)
- Закатывался (глагол, 3 лицо, единственное число)
- Поднимался (глагол, 3 лицо, единственное число)
- Черными (творительный падеж, множественное число)
- Чешуе (родительный падеж, единственное число)
- Воды (родительный падеж, множественное число)
- Воды (родительный падеж, множественное число)
Грамматические признаки включают падеж, число и лицо.
Задание 1: Нужно понять о чем текст и какая часть речи это обозначает.
Задание 2: Просто скопировать текст и заполнить пропущенные буквы в скобках.
Задание 3: Найти и выделить имена собственные и объяснить, как они отличаются от обычных слов по значению и грамматике.
Задание 4: Поискать слова с одинаковым корнем, разобрать их по составу и объяснить, как они образовались.
Задание 5: Узнать, какие слова в тексте относятся к одной и той же группе по значению.